Содержание
Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе
Проект
(Алмата, 2 февраля 2018 года)
Государства – члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами – членами, руководствуясь Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, стремясь к проведению согласованной, скоординированной политики в сфере маркировки товаров средствами идентификации, желая обеспечить законный оборот товаров в рамках Евразийского экономического союза (далее – Союз), защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее: “единый реестр средств идентификации” – общий информационный ресурс, включающий в себя описание средств идентификации, используемых для маркировки товаров в Союзе, сведения об их характеристиках, составе и структуре информации, содержащейся в средствах идентификации;
“компетентные (уполномоченные) органы государства-члена” – органы исполнительной власти государства-члена, уполномоченные в соответствии с законодательством этого государства обеспечивать контроль за оборотом товаров, и (или) межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти государства-члена по контролю за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о введении их маркировки средствами идентификации, и (или) функционирование национального компонента информационной системы маркировки товаров, и (или) координацию деятельности по обеспечению его функционирования;
“контрольный (идентификационный) знак” – бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
“маркированные товары” – товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров;
“материальный носитель” – контрольный (идентификационный) знак или объект из любых материалов, который содержит или не содержит элементы (средства) защиты от подделки и предназначен для нанесения, хранения и передачи средства идентификации;
“оборот товаров” – ввоз на таможенную территорию Союза, хранение, транспортировка, получение и передача товаров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территориях государств-членов;
“оптовая торговля” – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для их использования в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
“остатки товаров, подлежащих маркировке” – товары, в отношении которых принято решение о введении маркировки и которые на дату введения маркировки находятся во владении, и (или) пользовании, и (или) распоряжении у юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – индивидуальные предприниматели), осуществляющих производство и (или) оборот таких товаров;
“розничная торговля” – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для их использования в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
“средство идентификации” – уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода, или записанная на радиочастотную метку, или представленная с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации;
“трансграничная торговля” – оптовая торговля, осуществляемая в рамках взаимной торговли товарами с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
“эмитенты” – органы исполнительной власти государств-членов и (или) организации, осуществляющие изготовление, и (или) генерацию, и (или) реализацию (продажу) средств идентификации и (или) материальных носителей, содержащих средства идентификации.
Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.
Статья 2
- Настоящее Соглашение определяет порядок маркировки товаров унифицированными в рамках Союза средствами идентификации (далее – маркировка товаров).
- Действие настоящего Соглашения распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.
Статья 3
- В рамках Союза по решению Совета Евразийской экономической комиссии (далее – Совет Комиссии) может быть введена маркировка товаров.
- Совет Комиссии принимает решение о введении маркировки товаров на основании представленных в Евразийскую экономическую комиссию (далее – Комиссия) государствами- членами предложений (с обоснованием), анализа целесообразности введения маркировки товаров (включая сведения о результатах, ожидаемых государством-членом от введения маркировки, указание основных потребителей или групп потребителей таких товаров), информации о влиянии введения маркировки на условия ведения бизнеса (включая имеющиеся сведения о возможных затратах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соотношение цены товара и стоимости средства идентификации), наличии технологической возможности маркировки таких товаров, а также информации о действующих в отношении таких товаров иных систем контроля за оборотом товаров.
- Товары маркируются путем нанесения на них и (или) на их упаковку средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации.
- Маркировка товаров путем нанесения средств идентификации на товары, их упаковку или на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки, допускается только при создании условий, исключающих возможность нахождения в законном обороте товаров, маркированных нелегальными средствами идентификации.
- Информация о средствах идентификации вносится в единый реестр средств идентификации, формирование и ведение которого осуществляется Комиссией в электронном виде. Порядок формирования и ведения единого реестра средств идентификации определяется решением Комиссии.
Статья 4
С даты введения маркировки товаров:
запрещаются хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) на территориях государств-членов немаркированных товаров, подлежащих маркировке, за исключением приобретения и реализации (продажи) в целях вывоза за пределы таможенной территории Союза таких товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в случаях, определенных законодательством государств-членов, транспортировки немаркированных товаров, подлежащих маркировке, в складские помещения, определенные в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 статьи 6 настоящего Соглашения, хранения указанных товаров в таких помещениях, а также за исключением товаров, указанных в статье 8 настоящего Соглашения. Допускаются хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) немаркированных остатков товаров в случаях, если маркировка остатков товаров не предусмотрена;
маркировка товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, осуществляется до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, – до помещения таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением товаров, указанных в статье 8 настоящего Соглашения. Маркировка товаров может осуществляться после помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта в складских помещениях, определенных в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 статьи 6 настоящего Соглашения, если возможность такой маркировки предусмотрена законодательством государства-члена;
допускается маркировка товаров за пределами таможенной территории Союза;
маркировка товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство товаров, подлежащих маркировке, осуществляется до начала транспортировки и (или) предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи), за исключением товаров, указанных в статье 8 настоящего Соглашения. Маркировка осуществляется в местах их производства, упаковки (переупаковки) и хранения.
Статья 5
- При принятии решения о введении маркировки товаров Совет Комиссии утверждает перечень таких товаров с указанием их кодов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) и одновременно определяет:
- а) средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации, а также состав и структуру информации, которая должна содержаться в средствах идентификации на основе сведений (при их наличии), содержащихся в едином реестре средств идентификации;
- б) дату введения и порядок маркировки товаров;
- в) формат, состав и структуру сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Комиссией, а также сроки передачи таких сведений;
- г) необходимость маркировки остатков товаров в государствах-членах, включая сроки введения и иные требования к маркировке остатков товаров, или отсутствие такой необходимости;
- д) минимальный состав сведений о маркированном товаре, содержащихся в информационной системе маркировки товаров, доступ к которым предоставляется потребителям и иным заинтересованным лицам, в том числе посредством информационных сервисов в составе национальных компонентов и интеграционного компонента информационной системы маркировки товаров.
- Советом Комиссии в отношении конкретных товаров или групп товаров могут быть дополнены или отменены операции (этапы оборота), указанные в абзацах третьем – седьмом статьи 9 настоящего Соглашения, при осуществлении которых у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот маркированных товаров, возникает обязанность по передаче сведений о таких товарах в компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы).
- Решение Совета Комиссии о введении маркировки товаров вступает в силу не позднее чем по истечении 90 календарных дней с даты официального опубликования такого решения.
- Государства-члены в срок, не превышающий 60 календарных дней с даты вступления в силу решения Совета Комиссии о введении маркировки товаров, информируют Комиссию о своих компетентных (уполномоченных) органах.
- С даты введения маркировки товаров в рамках Союза на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств-членов, такие государства-члены обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии.
Статья 6
- Государства-члены в срок, не превышающий 120 календарных дней с даты вступления в силу решения Совета Комиссии о введении маркировки товаров, но не позднее наступления даты введения маркировки товаров:
- а) определяют порядок учета средств идентификации и (при необходимости) порядок реализации и учета материальных носителей, содержащих средства идентификации;
- б) формируют реестры эмитентов (при необходимости);
- в) устанавливают (при необходимости) требования к складским помещениям, в которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот товаров, подлежащих маркировке, разрешается маркировка товаров после их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, и (или) определяют (при необходимости) перечень таких складских помещений;
- г) определяют требования к формату, составу и структуре сведений, передаваемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и оборот товаров, подлежащих маркировке, и эмитентами (при необходимости) в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также сроки передачи таких сведений дополнительно к требованиям, установленным Советом Комиссии;
- д) определяют (при необходимости) порядок маркировки остатков товаров, подлежащих маркировке, в случае принятия решения Совета Комиссии о необходимости маркировки остатков товаров;
- е) определяют (при необходимости) в дополнение к операциям (этапам оборота), указанным в абзацах третьем – седьмом статьи 9 настоящего Соглашения, операции (этапы оборота), при осуществлении которых у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот товаров, подлежащих маркировке, возникает обязанность по передаче сведений о таких товарах в компетентные (уполномоченные) органы своих государств-членов, а также требования к составу, структуре, формату и срокам передачи таких сведений, если иное не определено Советом Комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Соглашения;
- ж) определяют (при необходимости) дополнительный состав сведений о маркированных товарах и средствах их идентификации, предоставление доступа к которым потребителей и иных заинтересованных лиц обеспечивается компетентными (уполномоченными) органами государств- членов и Комиссией, в том числе посредством информационных сервисов в составе национальных компонентов и интеграционного компонента информационной системы маркировки товаров;
- з) определяют иные требования и условия введения маркировки товаров, не противоречащие положениям настоящего Соглашения и принятым в соответствии с ним актам Комиссии.
Статья 7
- Государства-члены уведомляют Комиссию о наличии намерений по введению на своих территориях маркировки товаров, не подлежащих маркировке в рамках Союза, а также представляют сведения о таких товарах и, если возможно, о средствах идентификации, способах их нанесения на товары и дате введения маркировки товаров.
- Комиссия в течение 10 календарных дней с даты получения указанного в пункте 1 настоящей статьи уведомления от одного или нескольких государств-членов уведомляет об этом другие государства-члены и включает вопрос в повестку ближайшего заседания Совета Комиссии.
- В случае если Советом Комиссии в течение 3 месяцев с даты направления уведомления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, с учетом положений пункта 2 статьи 3 настоящего Соглашения не принято решение о введении маркировки товаров, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 настоящего Соглашения, государства-члены на своей территории могут применять маркировку товаров в соответствии со своим законодательством.
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на маркировку товаров, применяемую государствами-членами на своей территории в соответствии со своим законодательством на дату вступления в силу настоящего Соглашения.
- В случае наличия намерения двух и более государств-членов ввести маркировку в отношении одних и тех же товаров, а также наличия намерения руководствоваться при этом положениями настоящего Соглашения и осуществлять информационное взаимодействие между компетентными (уполномоченными) органами государства-члены могут направить в Комиссию запрос об использовании интегрированной информационной системы Союза для осуществления такого взаимодействия. При необходимости Коллегия Комиссии принимает соответствующие решения.
Статья 8
Требования к маркировке товаров не распространяются на:
- товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Союза;
- товары, находящиеся под таможенным контролем, при их транспортировке;
- пробы и образцы товаров в необходимых количествах, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям актов органов Союза, а также нормативных технических актов государств-членов в области стандартизации, при их хранении и транспортировке;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Союза организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);
- товары, являющиеся иностранной безвозмездной (гуманитарной) и международной технической помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством государства-члена;
- товары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством государства-члена;
- товары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;
- товары, хранящиеся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в том числе на складах временного хранения и таможенных складах;
- товары при их хранении и использовании производителями данных товаров;
- товары при их хранении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю товарами, полученными от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на основании заключенных с этими физическими лицами договоров, которое осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена, до предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи);
- товары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход государства иным способом, и товары, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены налоговым и таможенным законодательством государства-члена, при их приобретении, хранении, транспортировке, реализации (продаже) и использовании, а также товары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;
- товары, ввезенные в качестве товаров для личного пользования и приобретенные в рамках розничной торговли физическими лицами, при их хранении, транспортировке и использовании;
- товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании;
- товары, принадлежащие физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и приобретенные ими для личного пользования, при их ответственном хранении и оказании иных услуг, не связанных с их реализацией (продажей);
- товары, ввезенные на таможенную территорию Союза на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, а также в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе- барах поездов, которые выполняют международные рейсы и формируются за пределами территорий государств-членов, при их хранении, транспортировке, реализации (продаже) и использовании;
Статья 9
С даты введения маркировки товаров:
- эмитенты, осуществляющие изготовление, и (или) генерацию, и (или) реализацию (продажу) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям средств идентификации или материальных носителей, содержащих средства идентификации, информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого зарегистрированы (аккредитованы) эти юридические лица и индивидуальные предприниматели, об изготовлении, и (или) генерации, и (или) реализации (продаже) таких средств идентификации и (или) материальных носителей;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз на таможенную территорию Союза и (или) производство товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, маркируют в установленном порядке такие товары средствами идентификации и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого зарегистрированы (аккредитованы) эти юридические лица и индивидуальные предприниматели, о нанесенных средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации, в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, но до предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие трансграничную торговлю маркированными товарами, информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы), о средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации, нанесенных в установленном порядке на товар, приобретенный в рамках такой торговли, в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства- члена, но до предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи);
- в случае если предусмотрена маркировка остатков товаров, подлежащих маркировке, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами, маркируют в установленном порядке остатки этих товаров средствами идентификации и (или) материальными носителями, содержащими средства идентификации, и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы), о нанесенных средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства
- идентификации, в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, но до предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, подлежащими маркировке, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю такими товарами на основании договоров, заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, до предложения таких товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или представления сведений о них в месте реализации (продажи), маркируют в установленном порядке такие товары средствами идентификации и (или) материальными носителями, содержащими средства идентификации, и информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы), о нанесенных средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю маркированными товарами, информируют в электронном виде компетентный (уполномоченный) орган государства-члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы), о средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации, нанесенных на эти товары, реализованные (проданные) в рамках такой торговли, в случае если такое информирование предусмотрено законодательством государства- члена, на территории которого они зарегистрированы (аккредитованы).
Статья 10
- Компетентные (уполномоченные) органы государств-членов совместно с иными контролирующими и (или) правоохранительными органами государств-членов обеспечивают контроль за оборотом товаров, подлежащих маркировке, в соответствии с законодательством государств-членов.
- В целях реализации мониторинга и контроля исполнения настоящего Соглашения, контроля за оборотом товаров при трансграничной торговле, а также предоставления потребителям и иным заинтересованным пользователям доступа к сведениям о маркированных товарах и средствах их идентификации обеспечивается информационное взаимодействие между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Комиссией в рамках информационной системы маркировки товаров.
- Информационное взаимодействие между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Комиссией обеспечивается путем взаимодействия национальных компонентов и интеграционного компонента информационной системы маркировки товаров с использованием средств интегрированной информационной системы Союза.
- В целях реализации контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке, государства-члены предусматривают в своем законодательстве ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Соглашением.
Статья 11
- С даты вступления настоящего Соглашения в силу его положения распространяются на маркировку товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха” (подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0 – 4303 10 906 0 и 4303 10 908 0).
- Решения Комиссии, регулирующие маркировку товаров по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха” (подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 4303 10 901 0 – 4303 10 906 0 и 4303 10 908 0) контрольными (идентификационными) знаками, действующие на дату вступления настоящего Соглашения в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Соглашению.
- С даты вступления настоящего Соглашения в силу прекращают действие следующие международные договоры:
- Соглашение о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха” от 8 сентября 2015 года;
- Протокол о продлении срока действия Соглашения о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции “Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха” от 8 сентября 2015 года, подписанный 23 ноября 2016 года.
Статья 12
Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Статья 13
По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 14
Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.
Статья 15
Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.