Содержание
Положение об Экспертном комитете по лекарственным средствам
Общие положения
- Экспертный комитет по лекарственным средствам (далее – Комитет) создается при Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года и Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 108.
- Комитет в своей деятельности руководствуется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Соглашением о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года, актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее – Союз), а также настоящим Положением.
- Основными принципами деятельности Комитета являются принципы законности, добровольности, открытости, равноправия, компетентности и профессионализма участников, коллегиальности принятия решений, ориентации на мировой уровень развития науки и техники.
- Комитет на основании обращений органов государственной власти государств – членов Союза (далее – государства-члены), членов Коллегии Комиссии и членов Комитета осуществляет выработку предложений по вопросам:
- а) гармонизации и унификации законодательства государств- членов в сфере обращения лекарственных средств;
- б) гармонизации законодательства государств-членов в области контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств и взаимодействия уполномоченных органов, выполняющих контрольные (надзорные) функции в сфере обращения лекарственных средств;
- в) обеспечения единства обязательных требований к безопасности, эффективности и качеству лекарственных средств на территориях государств-членов и их соблюдения;
- г) принятия единых правил и требований регулирования обращения лекарственных средств в рамках Союза;
- д) обеспечения единых подходов к созданию системы обеспечения качества лекарственных средств.
- В целях обеспечения реализации единых принципов и правил регулирования обращения лекарственных средств в рамках Союза Комитет на основании обращений органов государственной власти государств-членов, уполномоченных на осуществление и (или) координацию деятельности в сфере обращения лекарственных средств, (далее – уполномоченные органы), осуществляет урегулирование вопросов в сфере обращения лекарственных средств путем подготовки рекомендаций, включая следующие вопросы:
- а) урегулирование разногласий уполномоченных органов в отношении регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности лекарственных средств, признания результатов доклинических (неклинических), клинических и иных исследований (испытаний) лекарственных средств, результатов инспектирования производства, доклинических (неклинических), клинических исследований (испытаний) лекарственных средств, систем фармаконадзора на соответствие правилам надлежащих фармацевтических практик, а также требованиям, утверждаемым Комиссией;
- б) рассмотрение случаев расхождения в позициях уполномоченных органов по вопросу оценки соотношения пользы и риска лекарственных средств, находящихся в обращении на территориях государств-членов;
- в) определение необходимости проведения совместной фармацевтической инспекции субъекта в сфере обращения лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащих фармацевтических практик и ответственного за организацию инспекции фармацевтического инспектората государства- члена;
- г) выбор референтного препарата для проведения доклинических (неклинических) и клинических исследований (испытаний) лекарственных средств в случаях, предусмотренных правилами проведения исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов в Евразийском экономическом союзе и правилами проведения исследований биологических лекарственных препаратов в Евразийском экономическом союзе, наименования новой лекарственной формы разрабатываемого лекарственного препарата при невозможности использования Номенклатуры лекарственных форм;
- д) иные вопросы, отнесенные к компетенции Комитета актами, входящими в право Союза.
- В целях обеспечения реализации единых принципов и правил регулирования обращения лекарственных средств в рамках Союза Комитет на основании заявлений субъектов обращения лекарственных средств рассматривает не урегулированные актами Комиссии вопросы, связанные с разработкой, доклиническими (неклиническими) исследованиями и клиническими исследованиями (испытаниями), обеспечением качества лекарственных средств и деятельностью фармацевтических инспекторатов, и принимает соответствующие рекомендации.
- Комитет в срок, не превышающий 60 календарных дней с даты получения соответствующего обращения (заявления), осуществляет рассмотрение вопросов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения.
Состав и порядок формирования Комитета
8. Состав Комитета формируется Коллегией Комиссии на 3-летний период из представителей государств-членов, кандидатуры которых представляются в Комиссию уполномоченными органами в количестве не более 3 человек от каждого государства-члена.
По обращению соответствующего уполномоченного органа представитель государства-члена может быть отозван из состава Комитета, вместо него уполномоченный орган представляет другую кандидатуру. Утверждение нового представителя государства-члена в Комитете осуществляется Коллегией Комиссии.
- Председательствует на заседаниях Комитета и осуществляет общее руководство работой Комитета член Коллегии, курирующий вопросы обращения лекарственных средств (далее – председатель Комитета).
- При Комитете формируется постоянно действующий секретариат Комитета из должностных лиц и сотрудников Комиссии (далее – секретариат).
- Для обеспечения рассмотрения и выработки рекомендаций и предложений по отдельным вопросам при Комитете формируются при необходимости экспертные и рабочие группы.
Председатель Комитета и секретариат
- Председатель Комитета осуществляет:
- а) руководство деятельностью Комитета и организацию работы по выполнению возложенных на Комитет задач в соответствии с настоящим Положением;
- б) утверждение регламента заседаний Комитета;
- в) согласование проекта повестки дня, даты, времени и места проведения заседания Комитета;
- г) ведение заседания Комитета;
- д) подписание протокола заседания Комитета, завизированного участвующими в заседании членами Комитета;
- е) информирование Коллегии Комиссии, уполномоченных органов о выработанных Комитетом рекомендациях и предложениях;
- ж) утверждение положений и составов формируемых при Комитете экспертных и рабочих групп по предложениям уполномоченных органов;
- з) представление Комитета на заседаниях Коллегии Комиссии и во взаимоотношениях с иными органами Союза;
- и) назначение ответственного секретаря Комитета.
- Секретариат осуществляет организационное обеспечение работы Комитета, участвует в подготовке документов, предназначенных для председателя Комитета, членов Комитета, экспертных и рабочих групп.
- Руководство работой секретариата осуществляет ответственный секретарь Комитета.
- Ответственный секретарь Комитета назначается председателем Комитета из числа должностных лиц и сотрудников Комиссии.
- Ответственный секретарь Комитета:
- а) готовит и направляет членам Комитета проект повестки дня заседания Комитета и материалы к ней;
- б) ведет протокол заседания Комитета и представляет
- его на подписание председателю Комитета;
- в) осуществляет мониторинг исполнения поручений, предусмотренных протоколами заседаний Комитета;
- г) информирует членов Комитета о дате, времени и месте проведения очередного заседания Комитета;
- д) формирует проекты планов работы Комитета и доводит их до членов Комитета;
- е) осуществляет контроль за подготовкой и представлением рабочих материалов к заседаниям Комитета;
- ж) организует подготовку и доведение до членов Комитета итоговых документов Комитета.
Порядок деятельности Комитета
17. Предложения по формированию проекта повестки дня заседания Комитета и материалы к ней, в том числе в электронном виде, направляются председателю Комитета уполномоченными органами, членами Коллегии Комиссии и членами Комитета не позднее чем за 15 календарных дней до дня проведения заседания Комитета, за исключением докладов экспертных групп, которые направляются на рассмотрение Комитета в день их утверждения руководителем группы.
По вопросам, требующим безотлагательного рассмотрения, представители уполномоченных органов могут непосредственно на заседании Комитета предложить включить дополнительный вопрос в повестку дня заседания Комитета.
- Представленные на рассмотрение Комитета обращения должны сопровождаться материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений. Предложения о включении поставленного в обращении вопроса в повестку дня заседания Комитета подлежат обоснованию в справке, включаемой в комплект материалов.
- В случае недостаточности представленных материалов ответственный секретарь Комитета вправе обратиться с запросом дополнительных материалов к уполномоченным органам и лицам, представившим вопросы на рассмотрение Комитета, а также к другим уполномоченным органам.
- Секретариат на основании поступивших от уполномоченных органов, членов Коллегии Комиссии и членов Комитета материалов формирует проект повестки дня заседания Комитета.
- Повестка дня заседания Комитета, материалы по вопросам, включенным в повестку, направляются (в том числе в электронном виде) членам Комитета не позднее чем за 5 календарных дней до дня проведения заседания Комитета.
- Заседания Комитета проводятся на регулярной основе, но не реже 1 раза в квартал.
- Представитель уполномоченного органа, обратившегося в Комитет с обращением об урегулировании разногласий, возникших при регистрации лекарственных средств, в обязательном порядке приглашается на заседание Комитета для доклада по данному вопросу.
- Комитет принимает необходимые меры по защите конфиденциальности представленной информации в соответствии с актами, входящими в право Союза, и соответствующим законодательством государств-членов.
- Заседания Комитета проводятся при наличии кворума, составляющего не менее двух третей от общего числа членов Комитета, в том числе не менее одного представителя каждого государства-члена.
Заседания Комитета могут проводиться в любом из государств- членов по решению председателя Комитета, принимаемому на основе предложений членов Комитета. По решению председателя Комитета заседания могут проводиться в формате видео- и (или) интернет- конференции.
В случае невозможности участия представителей государства- члена в заседании Комитета уполномоченный орган государства-члена направляет в Комитет информацию (в письменном виде) о позиции по вопросам повестки дня заседания Комитета.
- Заседания Комитета открываются и закрываются председателем Комитета.
- Подготовку рассматриваемых на заседании Комитета проектов рекомендаций и предложений Комитета обеспечивает секретариат.
- В целях реализации функций по подготовке рекомендаций согласно пунктам 5 и 6 настоящего Положения Комитет может формировать экспертные группы, а по вопросам, указанным в пункте 4 настоящего Положения, – рабочие группы.
- Решение о формировании экспертной или рабочей группы принимается на заседании Комитета в рамках рассмотрения соответствующего вопроса повестки дня заседания Комитета.
В случае обращений в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения решение о формировании экспертной группы может также приниматься председателем Комитета.
- Срок работы экспертных и рабочих групп определяется в решении об их формировании Комитетом или председателем Комитета с учетом поставленных задач и времени, необходимого для выработки рекомендации или предложения и подготовки доклада.
- На основании обращений (заявлений), поступивших в соответствии с пунктами 4, 5 и 6 настоящего Положения, секретариат в течение 5 календарных дней после получения обращения (заявления) направляет в электронном виде членам Комитета уведомление о формировании экспертной или рабочей группы.
Члены Комитета не позднее чем через 5 календарных дней с даты получения уведомления направляют в электронном виде в секретариат предложения по кандидатурам для включения в состав экспертной или рабочей группы.
Секретариат в течение 3 календарных дней после получения всех предложений по кандидатурам для включения в состав экспертной или рабочей группы подготавливает и направляет председателю Комитета предложение о формировании экспертной или рабочей группы.
- В состав экспертной или рабочей группы могут быть включены члены Комитета и независимые эксперты государств-членов, обладающие образованием, уровнем квалификации, практическим опытом, необходимыми для решения поставленных вопросов, и предоставившие заявление об отсутствии конфликта интересов в рамках поставленных вопросов.
- В случае выявления конфликта интересов член экспертной или рабочей группы по решению председателя Комитета в течение 2 календарных дней исключается из обсуждения вопросов, по которым был выявлен конфликт интересов, о чем незамедлительно извещаются соответствующий уполномоченный орган, члены Комитета и соответствующая экспертная или рабочая группа.
- Комитет при необходимости определяет задачи для экспертных и рабочих групп в целях выработки рекомендаций и предложений по поступившим обращениям (заявлениям).
- В заседании экспертных и рабочих групп, заседаниях Комитета могут принимать участие представители субъектов обращения лекарственных средств, научные и медицинские работники, эксперты экспертной организации, в том числе принимавшие участие в проведении экспертизы лекарственного средства, независимые эксперты по предложению уполномоченных органов или Комиссии.
- Руководители экспертных и рабочих групп назначаются из числа членов Комитета, иных представителей уполномоченных органов и экспертных организаций государств-членов.
- Руководители экспертных и рабочих групп планируют их работу и руководят их текущей деятельностью.
- По представлению руководителей экспертных и рабочих групп председатель Комитета в целях получения сведений, необходимых для подготовки рекомендации или предложения, направляет (в том числе в электронном виде) соответствующие запросы в уполномоченные органы и организации. Ответы на запросы должны быть представлены в электронном виде не позднее 20 календарных дней со дня их направления в электронном виде.
Секретариат направляет членам соответствующей экспертной или рабочей группы материалы, поступившие вместе с обращением (заявлением) в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения.
- По окончании работы или при наличии выработанной рекомендации (предложения) экспертная или рабочая группа готовит доклад, который утверждается руководителем группы и представляется на рассмотрение Комитета.
По результатам рассмотрения доклада экспертной или рабочей группы Комитет принимает соответствующие рекомендации или предложения.
- Вопросы повестки дня заседания Комитета докладываются председателем Комитета, членом Комитета или представителем уполномоченного органа.
При формировании повестки дня приоритет отдается рассмотрению вопросов по урегулированию возникающих при регистрации лекарственных средств разногласий.
- Комитет принимает рекомендации и предложения:
а) консенсусом – по вопросам, указанным в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 5 и пункте 6 настоящего Положения;
б) открытым голосованием большинством голосов (каждое государство-член обладает одним голосом) – по вопросам, указанным в подпунктах «в» и «г» пункта 5. Члены Комитета могут оформить особое мнение по принятому решению, которое прилагается к протоколу.
В голосовании принимают участие члены Комитета, являющиеся представителями государств-членов.
- По окончании заседания Комитета оформляется протокол, который подписывается председателем Комитета, и в срок, не превышающий 5 календарных дней, направляется в уполномоченные органы.
Рекомендации и предложения Комитета по результатам рассмотрения обращения (заявления) направляются в адрес обратившегося лица ответственным секретарем Комитета в срок, не превышающий 5 календарных дней со дня их принятия.
- Уполномоченные органы информируют председателя Комитета о принятых мерах в части реализации рекомендаций и предложений Комитета.
- По решению Комитета рекомендации и предложения размещаются на официальном сайте Союза в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.